Формирующая образовательная среда
1 сентября 2020 года в регионе стартовал пилотный проект по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе.
Проект реализуется при участии Администрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Института развития образования.
Участниками проекта по построению образовательного процесса на основе идей гуманной педагогики стали отдельные классы в 30 школах из 10 муниципальных образований Липецкой области.
Каждая образовательная организация участвует в данном проекте на добровольной основе, решение об участии принимается совместно педагогической и родительской общественностью школы.
Предусматривается обязательное предварительное обсуждение специфики реализации проекта в образовательной организации, и получение согласия от всех его участников – педагогов, обучающихся и родителей.
Гуманная педагогика. Что это?
Основателем гуманистического подхода в педагогике – является Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование.
Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:
- Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
- Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
- Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.
Гуманный подход в школе.
Основной идеей реализации проекта является построение безопасной гуманной образовательной среды в школе, способствующей воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, способной к саморазвитию и совершенствованию. Важнейшим условием гуманизации обучения является ориентир на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов, потребностей и способностей и безусловное принятие каждого ребёнка таким, какой он есть. И основной акцент в обучении смещен с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Педагогический процесс осуществляется при условии гуманно-личностного подхода к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважение свободы и независимости ребенка, стимулирование его развитая, успеха, воспитание нравственного мировоззрения.
Школа моей мечты
В период с 3 марта по 25 апреля 2023 года в МБОУ ООШ с. Коробовка проходил внутришкольный конкурс дизайн-макетов "Школа моей мечты". Ребятам в ходе подготовки проектов проявили свои фантазию, творчески навыки и креативноть. В конкурск приняли участие пять участников. Три командные работы и две индивидуальные.По итогам конкурса в каждой номинации определялся свой победитель:
- Команда 5 класса под руководством классного руководителя Шатуновой Л.В.
- Ученица 9 класса Давлетшина Регина.
-
Мы поздравляем наших участников не только с победой, но и с приобретением интереснейшего опыта.
20 апреля 2023 года на базе МАОУ «Лицей 44» г. Липецка, в рамках работы федеральной инновационной площадки Российской академии образования «Формирующая образовательная среда» и региональной инновационной площадки «Формирование и развитие управленческих команд нового поколения в образовании», состоялось мероприятие: «Как это РАБОТАЕТ, или Лаборатории эффективных практик для молодого педагога». В мероприятии приняла участие наш молодой педагог,учитель математики, Макеева А.А.
В рамках работы «Лаборатории эффективных практик для молодого педагога» состоялись четыре мастер класса от представителей ведущих вузов: Липецкого филиала РАНХиГС, Липецкого государственного технического университета, Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, а также от Светланы Мантровой, учителя начальных классов МБОУ СШ № 2 г. Липецка.