Служба медиации
Положение о школьной службе примирения
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ с. Коробовка _______________Т.В. Трушина |
1. Общие положения
- Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
- Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
- Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
- Допускается создание службы примирения только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба примирения.
- Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации, ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации»
2. Цели и задачи службы примирения
- Целями службы примирения являются:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
- организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
- Задачами службы примирения являются:
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;
3. Принципы деятельности службы примирения
3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
- Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
- Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
- Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).
- Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.
- Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
- Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы примирения
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.
- Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
- Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
- Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.
- В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.
- Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
- Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.
- В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
- В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
- Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
- В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
- При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
- Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
- При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).
- Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
- Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).
- Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
- Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
- По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
- При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.
6. Организация деятельности службы примирения
- Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
- Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.
- Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
- Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).
- Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.
- Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
- В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «Круге сообщества» или «Семейной» или «Школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
- Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
- Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
- В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
- Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.
7. Заключительные положения
- Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
- Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.
- Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».
План работы школьной службы медиации (примирения)
на 2022-2023 учебны
в МБОУ ООШ с. Коробовка
Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних, снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
- распространение среди участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов;
- обучение учащихся и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательных отношений о целях, принципах и технологии восстановительной медиации;
- проводить программы примирения и презентационные мероприятия для всей школы.
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности |
||||
1.1. |
Совещание участников ШСМ. Планирование текущей деятельности. Определение целей и задач. Утверждение плана работы на 2022-2023 год. |
Сентябрь |
Планирование работы службы Утверждение Плана работы |
Руководитель ШСМ |
1.2. |
Изучение федеральных нормативно- правовых документов по Службе примирения |
Сентябрь-май |
Информированность по «Восстановительным технологиям» |
Руководитель ШСМ |
2. Организационно-методическая деятельность |
2.1. |
Состав Школьной службы медиации |
Сентябрь |
Приказ об утверждении состава и организации работы ШСМ в 2022-2023 учебном году |
Заместитель директора по УВР Руководитель ШСМ |
2.2. |
Рабочие заседания актива ШСМ |
В течение года |
Повышение качества работы ШСМ |
Руководитель, члены ШСМ |
2.3. |
Ведение регистрационного журнала |
В течение года |
Учёт случаев конфликтных ситуаций |
Руководитель ШСМ |
3. Просветительская деятельность |
||||
3.1. |
Информирование участников образовательных отношений (учителей, учащихся, родителей) о задачах и работе ШСМ |
Сентябрь-октябрь |
Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ |
Руководитель, члены ШСМ |
3.2. |
Размещение информации о деятельности Школьной службы медиации на сайте школы |
В течение года |
Информация о деятельности ШСМ на сайте ОУ |
Руководитель ШСМ, ответственный за сайт ОУ |
4. Работа с обучающимися |
||||
4.1. |
Проведение восстановительных программ с подростками под конкретные случаи обращения в Службу |
По запросу |
Позитивное изменение в школьном сообществе, где внимание и уважение – основа отношений |
Руководитель, члены ШСМ |
4.2. |
Восстановительные программы при семейном конфликте |
По запросу |
Восстановление и сохранение психических и физических ресурсов человека, снижение напряженности в семье, |
Руководитель, члены ШСМ |
|
|
|
личная ответственность за свои действия, за принятие решений, за свое будущее |
|
||||
4.3. |
Дискуссионная площадка «Мы за ЗОЖ» 7-9 класс |
Апрель |
Сформировать представления у детей потребности в ЗОЖ, желания укреплять своё здоровье |
Руководитель, члены ШСМ |
||||
4.4 |
Работа со случаями с конфликтными детьми |
В течение года |
Воспитание толерантного сознания; снижение конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика девиантного поведения |
Руководитель, члены ШСМ |
||||
4.5 |
Тематические классные часы |
В течение года |
Положительные изменения внутреннего мира, ценностных установок |
Руководитель, члены ШСМ, классные руководители |
||||
4.6 |
Поведение игр на сплочение в оздоровительном каникулярном лагере |
ноябрь, март, июнь |
Объединение участников для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу |
Воспитатели |
||||
4.7 |
Проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности, духовно-нравственной направленности: «Дорога добра» «Я и мое Отечество»
|
В течение года |
Приобретение ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру |
Педагоги |
||||
5. Работа с родителями |
||||||||
5.1 |
Консультирование родителей, законных представителей, н/л, специалистов, работающих с участниками ВП |
В течение года |
Реабилитация участников конфликтной ситуации |
Руководитель, члены ШСМ |
||||
5.2 |
Проведение родительских собраний на тему: «Конструктивные выходы из конфликтных ситуаций» |
По запросу |
Психологическое просвещение законных представителей – конфликтные ситуации и способы их разрешения. |
Руководитель, члены ШСМ |
||||
5.3. |
Консультирование родителей, законных представителей в рамках проекта «Родительский университет» по вопросам воспитания детей |
По запросу |
Психологическое просвещение законных представителей – конфликтные ситуации и способы их разрешения. |
Консультанты проекта «Родительский университет» |
||||
5.3 |
Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на проведение восстановительных программ. |
В течение года и по мере необходимости |
Согласия законных представителей на проведения ВП. Разработанные рекомендации. |
Руководитель, члены ШСМ |
||||
6. Реализация восстановительных программ |
||||||||
6.1 |
Работа с обращениями |
В течение года |
Полная информация о ситуации |
Руководитель, члены ШСМ |
||||
6.2 |
Сбор информации о ситуации, с которой проводится восстановительная процедура |
По мере необходимости |
Информация для ШСМ |
Руководитель,члены ШСМ |
||||
6.3 |
Проведение программ примирения с написанием отчётов-самоанализов |
В течение года |
Защита законных интересов участников образовательных отношений |
Руководитель,члены ШСМ |
||||
6.4 |
Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и разрешения конфликтных ситуаций |
В течение года |
Гармоничные отношения с ребёнком |
Руководитель ШСМ |
||||
7. Межведомственное взаимодействие |
||||||||
7.1 |
Организация взаимодействия служб школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, КДН и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования |
В течение года |
Защита законных интересов участников образовательных отношений, занятость детей доп. образованием |
Зам.директора по ВР, руководитель ШСМ |
||||
8. Мониторинг реализации восстановительных программ |
||||||||
8.1. |
Подготовка отчёта, заключения о работе с конкретной ситуацией |
По окончанию работы с ситуациями |
Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям |
Руководитель ШСМ |
||||
8.2. |
Ведение мониторинга реализации восстановительных программ и предоставление отчётов |
В течение года |
Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям |
Руководитель ШСМ, члены ШСМ |
||||