Протоколы заседаний педагогических советов
Протокол №4
заседание педагогического совета Коробовской ООШ.
от 27.03.2023г.
Присутствовало – 12 человек
Повестка дня:
1.Итоги успеваемости за третью четверть.
2.Анализ успеваемости и подготовка к экзаменам в 9 классе.
3.Новые воспитательные технологии, семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях.
4. Отчёт о результатах самообследования.
По первому вопросу слушали зам.директора Дайлову Л.В. Она доложила об успеваемости учащихся за 3 четверть 2022–2023 учебного года. На начало четверти в школе обучалось – 66 учеников, из них в начальном звене – 22 , в среднем - 44 . Прибыло: 2 ученика. На конец четверти – 66 учащихся. Аттестовано за 3 четверть – 65 учащихся 2-9 классов. Отличников и хорошистов – 25 человек. Неуспевающих – 0.
Успеваемость 100% (2 четверть 100%). Качество знаний 38% ( 2 четверть – 39%). Успеваемость снизилась на 1 %, качество знаний на 0%.
За 3 четверть учащимися школы пропущено 444 дня (2662 урока), из них по болезни и уважительным причинам 444 дня (2662 урока).
В течение всей четверти посещаемость учащихся находилась под постоянным контролем. На каждого учащегося приходится пропущенных 6,7 дней (40 уроков). Из них пропущено по болезни 6,7 дней (40 уроков). Учащиеся 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов не имеют пропусков без уважительной причины.
На основании выше изложенного нужно отметить положительную работу классных руководителей 2 класса (Дудареву Т.В.), 3 класса (Бобровских Ю.А.), 4 класса (Дайлову Л.В.), 5 класса (Шатунову Л.В.), 6 класса (Макееву А.А.), 7 класса (Капустину Е.В.), 8, 9 класса (Максимихину Н.Г.) по сохранению контингента учащихся.
Зам.директора Дайлова Л.В. ежедневно контролирует посещаемость учащихся, еженедельно обсуждает вопрос посещаемости учащихся школы на линейке.
Зам.директора Дайлова Л.В. предложила всем педагогам школы продолжить работу по повышению успеваемости и качеству знаний.
Решили принять к сведению выступление зам.директора Дайловой Л.В.
Проголосовали: за – 12 человек;
против – о;
воздержались – 0.
Принято единогласно.
По второму вопросу слушали классного руководителя 9 класса Максимихину Н.Г. Она рассказала, что итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль, как для самих учащихся, их родителей, так и для школы и педагогического коллектива. Деятельность школы по вопросам итоговой аттестации складывается из работы с учителями, учащимися и родителями.
При подготовке к ГИА была проведена следующая работа с родителями девятиклассников. В октябре было проведено родительское собрание, на котором выступали учителя - предметники. Они рассказали родителям об условиях сдачи ГИА и проанализировали первоначальную готовность учеников. Классный руководитель сообщил график проведения факультативов по русскому языку и математике, биологии, географии и обществознанию, рассказал о возможности самостоятельных занятий в сети интернет (сайт ФИПИ).
С поступлением нормативно - правовых документов в школу было проведено родительское собрание, на котором классный руководитель рассказал о порядке проведения государственной итоговой аттестации. На собрании выступала заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Все родители были ознакомлены с новыми условиями сдачи экзаменов. Был составлен документ «Ознакомление с порядком проведения ГИА», в котором родители расписались. Родители, которые отсутствовали на собрании были вызваны в школу и в индивидуальном порядке ознакомлены с документом.
С начала учебного года с учениками проводилась следующая работа. Ученики занимались на факультативах по математике, русскому языку- основные предметы для сдачи ГИА. В качестве дополнительных экзаменов больше всего были выбраны такие предметы как география и обществознание. По данным предметам проводились дополнительные занятия.
После поступления нормативно-правовых документов в школу был проведен классный час «Ознакомление с порядком проведения ГИА». Все ученики под подпись были ознакомлены с условиями проведения экзамена. С основными положениями документа учеников познакомила заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
С девятиклассниками постоянно проводятся срезовые работы, прорешиваются задания. С некоторыми учениками составлены индивидуальные планы повторения материала. Были проведены пробные экзаменационные работы, с результатами которых ознакомлены и ученики, и родители.
С учениками постоянно проводятся беседы о необходимости дополнительных занятий, о серьезном отношении к экзаменам, о пропусках уроков, об успеваемости.
Решили: учителям-предметникам продолжить работу по подготовке девятиклассников к экзаменам.
Проголосовали: за – 12 человек;
против – о;
воздержались – 0.
Принято единогласно.
По третьему вопросу слушали учителя начальных классов Дудареву Т.В. Она рассказала о новых воспитательных технологиях, семье и школе: пути эффективного сотрудничества в современных условиях.
«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В.А.Сухомлинский)
В Семейном кодексе РФ описаны права и обязанности родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Почему же семье уделяется такое большое значение? Сегодня семья рассматривается как ценность № 1. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Один из способов решения данной проблемы – это взаимодействие семьи и школы.
В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осуществлении взаимодействия.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Многие родители считают, что воспитанием должна заниматься школа. Но школа не может заменить ребенку родителей, она лишь может сделать все, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться и проявить свои возможности. Но, к большому сожалению, не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом.
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка.
Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:
- социально-культурного, который определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками;
- социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;
- бытового, определяющегося условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.
Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими общественными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.
2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.
3. Большое значение семья имеет в овладении человеком общественными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.
Итак, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Следующим социальным институтом после семьи, значимым в развитии и воспитании ребенка, является школа. Как социальный институт школа удовлетворяет потребность общества и семьи в образовании. Надо отметить, что семья и школа как субъекты воспитания и обучения ребенка имеют как общие, так и специфические особенности.
В законе «Об образовании в РФ» определено, что образовательное учреждение (школа) осуществляет реализацию образовательных программ, обеспечивает воспитание обучающихся. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Задача педагога сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.
Каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда получается привлечь семью в свои союзники.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, нужно ориентироваться на особенности семейного воспитания и терпеливо приобщать родителей к делам школы и класса.
Основные формы работы с семьей. Это групповые и индивидуальные формы. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семей и другие.
Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы.
Консультации могут быть тематическими. С родителями консультации полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же- необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
Также одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информации родителей об успехах их детей, поведении и посещаемости. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.
К групповым формам работы с семьей относится психолого- педагогическое просвещение родителей. Используются такие формы как: родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями- предметниками или администрацией школы. Одной из основных универсальных форм сотрудничества школы с семьями учащихся являются общешкольные и классные родительские собрания. На собрании могут обсуждаться проблемы жизни школы и класса, задачи учебно- воспитательной работы и т.д. Они могут быть организационными, тематическими или итоговыми.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги.
Также существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества семьи и школы.
К традиционным формам относятся:
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор- сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Метод общения во время лекции- непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Конференция - это форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции может быть научно- практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей - воспитателей.
Открытые уроки. Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытых уроках. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем.
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, родительские вечера, родительские чтения.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями учеников. Диагностические материалы, если педагог их правильно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.
Главным направлением взаимодействия семьи и школы должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность, также формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно - воспитательному пространству.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса педагоги, дети и родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Решили принять к сведению выступление Дударевой Т.В.
Проголосовали: за – 12 человек;
против – о;
воздержались – 0.
Принято единогласно.
По четвёртому вопросу слушали зам.директора Дайлову Л.В. о результатах самообследования за 2023 год. Она предложила принять результаты самообследования.
Решили принять результаты самообследования.
Проголосовали: за – 12 человек;
против – о;
воздержались – 0.
Принято единогласно.
Директор школы: Т.В.Трушина
Секретарь: Ю.А.Бобровских